Елизаветинское Барокко: характерные черты, особенности, здания и примеры

Елизаветинское барокко – уникальный стиль в архитектуре, который появился в Российской империи во времена правлении Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого. Расцвет данного направления пришелся на XVIII столетие и, пожалуй, одним  из ярчайших творцов, создававших проекты и строящих объект в этом стиле, стал известный итальянский архитектор Растрелли.

Особенности елизаветинского барокко в архитектуре

Время нахождения у власти Елизаветы известно многими положительными изменениями, произошедшими в жизни молодой Российской империи, которые также отразились на архитектуре столицы, которая постепенно становилась ярким символом могущества государства.

К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:

  • огромное количество декоративных деталей;
  • пластичность;
  • многообразие украшений;
  • использование контрастных цветовых решений;
  • трехчетвертные колонны;
  • пилястры;
  • масштабное декорирование внутреннего пространства;
  • отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества.

Постройки елизаветинского барокко крайне многообразны и интересны для любого человека, который увлекается архитектурой и может часами наслаждаться произведениями строительного искусства, дошедшими до наших времен сквозь века.

Елизаветинское или растреллевское барокко?

Главным мастером нового российского стиля в архитектуре стал Растрелли, который до начала работы по указам Елизаветы успел потрудиться для Анны Иоановны. В свое время он посетил Москву, где внимательно изучил традиции отечественного зодчества, элементы которого он использовал в своих новых проектах.

Первым зданием в елизаветинском барокко от Растрелли стал летний дворец, однако до наших дней это величественное сооружение не сохранилось, так как было выстроено из дерева. В дальнейшем мастер поработал над большим числом других, не менее интересных проектов.

Примеры елизаветинского барокко от Растрелли:

дворец в Петергофе
Дворец в Петергофе
собор в Киеве
Собор в Киеве
Екатерининский дворец
Екатерининский дворец

Зимний дворец, где в настоящее время располагается Эрмитаж, стал одним из последних и главных творений великого архитектора. С начала строительства было запланировано очень величественное здание, площадь которого составляла более 60 000 м2, на которой планировалось разместить около полутора тысяч отдельных помещений. На тот момент, здание было самым высоким в Санкт-Петербурге, причем, императрица даже издала специальный указ, в соответствии с которым в городе запрещалось строительство более высоких сооружений.

Зимний дворец
Зимний дворец

В разных городах существует множество построек, которые можно отнести к описываемому стилю, в том числе, храмы в стиле елизаветинского барокко. В Санкт-Петербурге среди религиозных объектов обязательно стоит поговорить о Смольном монастыре, который по мнению многих исследователей является вершиной творчества Растрелли. Собор украшен огромным количеством декоративных деталей и украшений и изначально должен был иметь только один купол, однако Елизавета настояла, чтобы здание сильнее соответствовало православной традиции, потому должно было иметь 5 куполов.

Другие мастера

Елизаветинское барокко в СПб далеко не полностью создано Растрелли, к примеру, над Екатерининским дворцом трудились и другие архитекторы, снискавшие заслуженную славу спустя века: Квасов и Чевакинский. По мнению искусствоведов, Квасов является автором Спаса на Сенной, заложенной в 1753году. До нас дошли только фотографии данного сооружения. Также квасов построил дворцы для аристократов рядом с Санкт-Петербургом.

А по трудам Чевакинского были возведены некоторые корпуса дворца Екатерины, а также многочисленные дома для чиновников в пределах города.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector