Барокко в архитектуре России

Барокко в России появляется в 18 веке, в годы правления Петра I. Царь и его окружение строят новую империю с прицелом на Западную Европу. Заимствование традиций, подходов, технологий происходит во всех областях жизни государства, в том числе в архитектуре. Стиль, пришедший в Россию с Запада, обогащается национальным колоритом и получает название русского барокко.

русское барокко
Барокко удивляет своим великолепием.

Характерные черты стиля

Узнаваемые черты барочных сооружений — торжественность форм и обилие декоративных элементов. Внутренние пространства имеют форму овала, границы между помещениями размыты, свет потоком врывается в интерьер через приоткрытые проемы. Главное назначение построек — поразить монументальностью и вычурностью исполнения.

Особенности русского барокко в архитектуре

Барочную архитектуру отличает композиционная целостность, которая достигается за счет смыкающихся внутренних и внешних частей здания. На фасадах размещают элементы лепного декора, архитектурный орнамент. В интерьерах присутствуют большое количество проемов и зеркал, живописные плафоны.

Так реализуется одна из ключевых идей барочного искусства — безграничное пространство.

Снаружи постройки покрывают штукатуркой, которую окрашивают в два цвета: само здание — в красный, желтый или голубой, декоративные элементы — в белый. В отделке активно используется позолота.

Творения архитекторов в стиле русское барокко

Основные виды русского барокко получили свои названия по именам царствующих особ или вельмож, которые были заказчиками построек:

  • петровское;
  • елизаветинское;
  • нарышкинское;
  • строгановское;
  • голицынское.

При этом три последних типа вместе составляют московское барокко. Большинство памятников расположено в Москве и пригородах, поэтому стиль называют московским.

Петровское

В традиции петровского барокко возводятся в начале XVIII в. первые постройки Санкт-Петербурга. Петр приглашает в новую столицу зодчих из разных стран, поэтому петербургская архитектура отходит от привычных византийских канонов и обогащается европейскими традициями: итальянской, французской, немецкой, голландской. Особенность зданий, построенных в этот период, — в простых формах, сдержанном декоре, четких членениях.

Дворцы петровской эпохи отличаются простыми объемами, единой плоскостью фасадов, выраженной горизонталью и вертикалью архитектурных форм.

Двухцветное решение фасада, расстекловка окон, фигурная кровля — характерные элементы петровского стиля.

В России в это время с успехом работают приглашенные Петром I Доменико Андреа Трезини, Жан-Батист Александр Леблон, Джованни Мария Фонтана, Никола Микетти, Андреас Шлютер, Георг Иоганн Маттарнови.

Образцами петровского барокко в Петербурге можно считать такие памятники:

  • Петропавловскую крепость, архитектор Д. Трезини;
  • Кунсткамеру, архитектор Г. Маттарнови;
  • Здание 12 коллегий, архитектор Д. Трезини;
  • Меншиковский дворец, архитекторы Дж. М. Фонтана и И. Г. Шедель;
  • Летний дворец Петра I, архитектор Д. Трезини;
  • Кикины палаты, архитектор А. Шлютер.

Московские образцы петровского барокко:

  • Лефортовский дворец, архитектор Д. В. Аксамитов;
  • Меншикова башня (Церковь Архангела Гавриила), архитектор И. Зарудный.

Елизаветинское (Растреллиевское)

Черта
Характерные черты Пертовского и Елизаветинского барокко.

Расцвет русской барочной архитектуры приходится на правление Елизаветы Петровны — середину XVIII в.

В Петербурге и пригородах возводятся роскошные императорские резиденции, которые подчеркивают могущество великой империи.

Большинство из них создано итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, поэтому в названии стиля используют также имя мастера.

Дворцы, построенные в елизаветинскую эпоху, отличают масштаб и пышный декор. Фасады приобретают объем за счет выступающих колонн, пилястр, балконов.

Масштабности зданиям добавляют большие высокие окна. Живописные полотна и зеркала на стенах, золоченый декор, наборный паркет подчеркивают богатство и роскошь интерьеров. Елизаветинское барокко — это преимущественно столичный стиль, не получивший развития в русской провинции.

Кроме Растрелли, представителями елизаветинской эпохи являются архитекторы С. И. Чевакинский, А. В. Квасов, Ф. С. Аргунов, Д. В. Ухтомский, И. Ф. Мичурин.

Образцами елизаветинского барокко в Петербурге и пригородах можно назвать шедевры Растрелли:

  • Зимний дворец;
  • Смольный собор;
  • Екатерининский дворец в Пушкине;
  • Большой дворец в Петергофе.

В Москве в стиле елизаветинского барокко построены:

  • Зимний Анненгоф, архитектор Ф. Б. Растрелли;
  • Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе, архитектор Д. В. Ухтомский;
  • Красные ворота, архитектор Д. В. Ухтомский (не сохранились);
  • Покровская церковь в усадьбе Покровское-Рубцово, архитектор Ф. Б. Растрелли.

Нарышкинское

Нарышкинское барокко объединило в себе элементы патриархального московского зодчества и новой архитектуры, привнесенной в Россию Петром I. Родоначальники стиля — род князей Нарышкиных. В имениях семьи под Москвой в первой половине XVIII в. возводятся первые сооружения.

Нарышкинские здания отличает соединение разнородных объемов: гигантских вертикалей и небольших горизонтальных форм.

Элементы наружного декора располагаются на ребрах построек, оформляют пролеты. Внутренний декор приобретает барочную вычурность.

В традициях русского зодчества внутренние пространства по-прежнему изолированы от внешних. В наружной отделке сочетаются красный кирпич и белый камень, в интерьерах используются изразцы и деревянная резьба, традиционные для русского узорочья.

К образцам построек нарышкинского стиля относятся:

  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, архитектор Я. Бухвостов;
  • Сухарева башня, архитектор М. И. Чоглоков;
  • Колокольня Новодевичьего монастыря с двумя храмами — Варлаама и Иоасафа и Иоанна Богослова, архитектор Я. Бухвостов;
  • Успенская церковь на Покровке, архитектор П. Потапов.

Голицынское

К голицынскому барокко относятся постройки, возведенные по заказу сподвижника Петра I князя Б. А. Голицына. Он выступал за европеизацию русской культуры и в своих архитектурных предпочтениях следовал западной барочной традиции.

Отличия голицынских построек от других сооружений московского барокко — в пластичности и сложности форм, мягких переходах во внешнем и внутреннем пространстве, богатом скульптурном декоре и резном орнаменте.

барокко
Галицынский стиль барокко.

Примерами построек этого стиля являются:

  • Знаменская церковь в поселке Дубровицы;
  • Знаменская церковь в селе Перово;
  • Никольская церковь в селе Полтево.

Голицынские здания резко выделялись на фоне патриархальной московской архитектуры того времени своей инородностью и вычурным орнаментом. Стиль не получил развития в дальнейшей истории России.

Строгановское

Постройки, выполненные в начале XVIII в. по заказу Г. Д. Строганова, представляют строгановское барокко. Кто был ведущим мастером и разрабатывал планы сооружений, точно неизвестно. Строительство велось одной артелью зодчих. Есть предположения, что многие постройки выполнены по эскизам крепостного мастера С. Д. Нарыкова. Строгановские здания отличают традиционный для русского храма пятиглавый силуэт и ювелирный барочный декор.

За 13 лет на землях Строганова было построено 5 православных храмов того времени:

  • Сольвычегодский Введенский монастырь в Архангельской области;
  • Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская) в Нижнем Новгороде;
  • Смоленская церковь в Нижнем Новгороде;
  • Иоанно-Предтеченская церковь Троице-Сергиевой лавры;
  • Казанская церковь в Вологодской области.

Народное русское барокко

Стиль русского барокко, несмотря на западноевропейские истоки, прижился в России. Масштабы, нарядная отделка, богатый декор, золочение, характерные для сооружений этого типа, стали восприниматься в русской архитектуре как народные черты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector