Ренессанс и барокко являли собой культурный расцвет стран Западной Европы. Они возникли на фоне кардинальных изменений в общественных отношениях. Несмотря на то что обе эпохи воспевали прекрасное и привнесли в развитие культуры много нового, осуществлялось это разными методами и путями. Поэтому вопрос, чем стиль барокко отличается от стиля ренессанс, волновал человека всегда. Востребован он и сейчас.
Ренессанс и барокко — происхождение и общие черты
Ренессанс (с итал. «возрождение») как стиль возник в Италии в начале ХІV в. и просуществовал до конца XVI в. Он пришел на смену культуре Средних веков и предшествовал Просвещению и Новому времени.
Появляется большой интерес к античной архитектуре, что приводит к ее воссозданию. Культура в эпоху Возрождения носила мирской характер, ярко проявляла интерес к человеку. Во времена ренессанса были заложены основы гуманистического мировоззрения — уважение и свобода личности. Это отражалось в науке, литературе, живописи.
Стиль барокко возник как альтернатива классицизму и рационализму, присущим Возрождению. Несмотря на то что Италия была разграблена иностранцами и истощена внутренними распрями, она осталась центром культуры Европы. Новый стиль был призван показать богатство и роскошь знати с помощью приемов живописи, создавая тем самым иллюзию могущества.
Возникновение барокко в ренессансе начинается с постепенного отхода от античности. Преклонение перед древним искусством постепенно перешло к уважению традиций. Стиль основывался на отрицании элементов античности и готики.
В архитектуре модными стали бесформенность, излишество и изогнутое пространство. Злоупотребление декором приводило к перегруженности фасадов, что создавало впечатление тяжести и визуально давило на зрителей.
Нет единения и в описании человека. Из титана, расположенного в центре мира в эпоху Возрождения, он становится маленькой частицей мироздания. Совершенное творение переходит к порывистому и страстному, пытающемуся найти свое место в обществе. Это отражается в живописи и скульптуре. Изображение человека живое и полное эмоций. Примером является скульптура «Орфей» Антонио Кановы.
В искусстве барокко видны гротеск и сарказм, прослеживается мрачность композиций. В них изображаются пытки инквизиции, разбои бандитов, раненные солдаты и разрушения.
Ярким примером служит картина Джованни Панини «Развалины со сценой проповеди апостола Павла». На полотнах преобладают размытые и вытянутые формы, которые нивелируют искренность душевных порывов. Во всех направлениях искусства сквозит приверженность католической церкви и ее идеям.
Ренессанс и барокко — полярные стили. В них разными методами формировалось пространство, использовались различные подходы к декорации и конструкции.
Чем барокко отличается от ренессанса
Резкой границы между двумя стилями нет. Постепенное превращение ренессанса в легкое барокко началось в Риме, переместилось в северную часть Италии и далее — в средневековую Европу.
Зодчий ренессанса Браманте начал работы по возведению Собора Святого Петра с применением деталей, присущих барокко. Микеланджело продолжил эти начинания. В работах Рафаэля и Бернини, принадлежащих эре Возрождения, постепенно проявляются формы нового стиля.
Различия между эпохами видны во всем:
- в мировоззрении;
- в науке;
- в искусстве;
- в архитектуре;
- в живописи;
- в музыке.
Гуманистическое мировоззрение перерастает в аскетизм, а самопознание и саморазвитие — в идею спящего Бога, который отдыхает после сотворения мира, и ему нет дел до того, что творится на земле.
Барокко отходит от традиций и авторитетов, считая их суеверием и предрассудками. Не подлежит сомнению только то, что осязаемо, ясно мыслится и может быть выражено математически.
Продолжают развиваться астрономия и физика. Открываются новые законы (закон всемирного тяготения Исаака Ньютона). Карл Линней в 1735 г. впервые систематизирует биологические виды, оформляя труд «Система природы». Новый стиль — это век географических открытий и разума.
Барокко укрупняет детали и увеличивает пропорции, пытаясь этим показать богатство. В гигантомании начинает проявляться потеря чувства меры и утонченности восприятия.
Прямоугольность и пропорциональность ренессанса сменяют плавные и округлые формы барокко. Архитектурным объектам присущи кривизна плоскости и многократное повторение композиций. При помощи игры света создаются зрительные иллюзии, которые не дают полностью охватить сооружение и сконцентрировать взгляд на одной детали.
Все это отражается на мировоззрении человека, развитии и образовании. Возникают духовные и общественно-политические течения. Человек находится в поиске истины, он облагораживается и благодаря этому вносит новое в развитие стиля.