Как появился стиль Барокко

Стиль барокко возник в конце 16 — начале 17 веков в Италии и постепенно распространился почти по всем странам Западной Европы. Наиболее интенсивно он развивался в Испании и странах Латинской Америки. Появившийся в эпоху Позднего Возрождения, барокко становится характеристикой европейской культуры того времени.

Стиль барокко

Происхождение стиля

XVI в. был не самым лучшим в истории Италии. Государство, игравшее ведущую роль в искусстве эры Возрождения, потеряло свое экономическое и политическое величие. В стране хозяйничают иностранцы. Испания обосновалась в Милане, Неаполе и Сицилии, контролируя государства, расположенные между ними. Генуя и Венеция, оставшиеся независимыми, переживали упадок. Обнищание деревни привело к появлению разбоев и бродяжничества. Переход Милана, Неаполя и Сардинии под управление Австрии в 1713 г. окончательно лишил политической независимости Италию.

Свободный стиль Возрождения заменялся духовной цензурой, жестокостью инквизиции и ордена иезуитов. Преследование свободомыслия и наиболее прогрессивных представителей духовного мира негативно отразилось на культурной и художественной жизни страны.

Новый стиль, который насаждали придворная знать и церковь, имел глубокие отличия от ранее существующего. В искусстве стала преобладать эмоциональность, стирались грани между очевидным и воображаемым. Стремление к природной красоте и высокой нравственности заменялось яркой, но нарочито подчеркнутой аристократической вычурностью.

История стиля

Из-за отсутствия средств знать не могла строить роскошные дворцы, поэтому посредством искусства создавали видимость могущества и богатства. При помощи архитектуры барокко вельможи смогли себя возвеличить. В таких условиях в Италии зародился новый стиль. Некоторые специалисты считают, что он имеет много общего с архитектурой турок-сельджуков.

Характерные черты

Основы мировоззрения стиля складывались в условиях изменения представления о строении мира как о постоянном единстве. Этому способствовали учение Коперника, религиозное и общественно-политическое течение, направленное на реформирование католической Церкви (Реформация).

Барокко присущи такие характерные черты, как:

  • вычурность;
  • необычность;
  • преувеличенная элитность;
  • динамичность образов;
  • сочетание реальности с иллюзией;
  • слияние искусств.

Вместо равновесных пропорций возникают сложные построения и многоплановость конструкций. Но несмотря на это в стиле преобладает симметрия и господствуют оси.

Черты барокко

Барокко в архитектуре

Впервые величественный ансамбль из нескольких сооружений различного назначения, выполненный в стиле раннего барокко, появился в Ватикане. Архитектурные формы отличались уравновешенностью, однако появилось сочетание зданий с садом, фонтанами и ступенями разного типа. Они еще отделены от окружающей среды и замкнуты на себе, что характерно для архитектуры эпохи Возрождения. Большие размеры и эмоциональную наполненность в архитектуру внесет Микеланджело. В поздних творениях зодчего в полной мере отразились особенности архитектуры барокко.

Используемые материалы

В барочной архитектуре динамично используются живопись, скульптуры и окрашивание внутренних поверхностей. Новый стиль применяет уже существующую технику строительства. Для изготовления многих элементов зданий используют кирпич и штукатурку. Статуи ваяют из белого мрамора, которым богата Италия. Отделку интерьера выполняли в виде росписей на библейские темы, а резные детали покрывались позолотой.

Вычурность стиля предполагает использование дорогих строительных материалов. Широко применяются натуральные камни, хрусталь, бронза и золото. Фундаменты и цокольные части выполнялись из гранитных блоков, что подчеркивало монументальность сооружения.

Здания в стиле барокко

Декоративные элементы

Архитектурный барочный декор обуславливался использованием элементов культовых обрядов и символизма. Дома оформлялись изображением зверей, гирляндами из листьев, головами жертвенных животных и т.д. Кроме того, в качестве декоративных украшений используют валюты, картуши, вазы, трельяжи, маскароны. Предметы декора имеют объемные формы и переплетаются друг с другом, создавая впечатление нагроможденности, перегружая фасады зданий.

В орнаменте позднего барокко применялись архитектурные детали: колонны, консоли, балюстрады. Некоторые из них, например, колонны, использовались как декоративные элементы, утратив несущую функцию.

В этот период орнаменты имели особо крупные размеры и представлялись грузными, нависая над зрителями.

Архитектурные приемы

Главной художественной идеей архитектуры барокко является психологическое влияние на человека, его подчинение динамике и активности стиля. Кроме великолепия требовались изящество, грация и кортезия (теплота, нежность). Зодчие передавали эти качества возводимым сооружениям посредством пластики форм и поверхностей. В строительстве использовалось многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов.

Используя живописную игру света, зодчий не сразу открывает зрителю все элементы, а представляет их частями, повторяя по несколько раз. Это создает иллюзию путаницы, в результате чего глаз теряется в восприятии непростой системы подымающихся и опускающихся линий.

Среди архитектурных методов выделяется расположение колонн группами, отодвинутыми от стен, или наоборот, утопленными в них. Это создавало эффект отступающих или наступающих поверхностей. Скульптурные композиции усиливали ощущение размытости границ и форм, непрочности стен, которые кажутся ненадежными опорами, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира.

Архитекторы возводили сооружения, которые вместо стабильности и легкости создавали впечатление неустойчивости, а вместо стационарности — динамику и трансформацию.

Примеры барокко в архитектуре

Одной из именитых фигур в барокко является скульптор и художник Джованни Лоренцо Бернини. В 1629 г. он был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Его гениальность проявилась при строительстве площади перед строением. Возведением колоннады он создал искусственную перспективу и иллюзорную корректировку вида величественного сооружения. Она визуально увеличивает собор и позволяет отвлечься от него лишь находясь в центре площади.

Церковь Сан-Карло Алле Куатро

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме создана современником Бернини — архитектором Франческо Борромини. Находясь на перекрестке улиц, сооружение было построено в виде 3 модулей, которые визуально могли бы относиться к разным зданиям.

Четко выражен контраст между ордерным построением колонн и волнообразной поверхностью стен. Неотъемлемой частью сооружения являются скульптурные композиции, которые органично вписываются в облик строения. Умеренный, но яркий декор подчеркивает великолепие творения зодчего.

Во время правления Петра I в России работают архитекторы из Германии Андреас Шлютер и Иоганн Готфрид Шедель. Первый знаменит созданием Грота в Летнем саду Петербурга, а второй руководит строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове. В облике зданий преобладает торжественность, присущая стилю, однако стены построены плоскими без визуальных иллюзий.

Эпоха царствования Елизаветы знаменуется наступлением периода зрелого (елизаветинского) барокко. В этот период работают Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский. Чтобы укрепить престиж власти, возводятся монументальные дворцовые комплексы, соборы и монастыри.

Внутренние помещения, выполненные в виде последовательно примыкающих друг к другу залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства.

В отделке присутствует много лепнины, зеркал, позолоты. Полы украшены инкрустацией из ценных пород дерева, потолки расписаны сценами на исторические и мифологические темы, а стены задрапированы тканью. Все это создает парадную обстановку. В этот период возведены Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Строгановский, Воронцовский и Зимний дворцы.

Царскосельский дворец.

Стиль барокко в России просуществовал до конца XVIII в. На смену роскоши пришла умеренная красота классицизма. Описание и фото творений великих мастеров собраны в тематических альбомах, которые пользуются большой популярностью.

Стиль в дизайне интерьеров

Барокко должен показывать богатство и величие, подчеркивать роскошь. В дизайне интерьера стиль демонстрирует пышность и величие. Для этого используют материалы богатых расцветок, гобелены, тканые ковры и др. Для изготовления мебели применяют ценную древесину, легко поддающуюся полировке. Отделку выполняют с использованием слоновой кости и панцирей черепах.

Большая роль отведена освещению. Игра света подчеркивает сияние отделки и ослепительность внутреннего убранства. Для этого используют подвесные светильники с позолотой и большим наполнением хрусталя. Это обеспечивает приглушенное и рассеянное освещение всего помещения.

Торжественность интерьеру придают большие зеркала в резных рамах. В них отражается блеск и сияние огней, что создает иллюзорное восприятие пространства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector