Содержание
Московское барокко — своеобразный архитектурный стиль, соединяющий в себе разнородные, порой противоречивые тенденции. С термином «барокко» ассоциируются вычурность, неестественность, излишняя эмоциональность, элитарность. В архитектуре господствуют сложные криволинейные формы, большие пространства, обилие декора. В России эти особенности нашли новое выражение, отличное от западноевропейских образцов.

История стиля московское барокко
Главной предпосылкой возникновения нового архитектурного стиля явилось постепенное проникновение в культуру светского начала. Петровские реформы усилили эту тенденцию, открыв новые возможности для всех слоев населения. Сословные границы были нарушены. В строительстве проявили себя недавние крепостные — талантливые зодчие, художники, резчики по камню и дереву.
Выделяют 3 периода русского барокко:
- Ранний, связанный в основном с московским регионом.
- Зрелый, характерный для периода петровского правления.
- Поздний, т.н. «елизаветинский», проявившийся в творчестве Б. Растрелли и С. Чевакинского.
Характерные черты и внутристилевые течения
В московском барокко, относящемся к периоду конца XVII — начала XVIII в., выделяют несколько направлений:
- нарышкинское, в котором соединились новые тенденции строительства и древнерусские архитектурные традиции;
- голицинское, ориентированное на западноевропейские образцы;
- строгановское, соединяющее в себе традиционный пятиглавый силуэт храмов и искусно вылепленные, причудливые барочные украшения с множеством деталей.

Примеры барочного стиля существуют и в регионах, где особенности оформления были связаны со вкусами заказчика.
Будучи разновидностью барочного стиля, русская архитектура этого периода соединяет черты возрожденческого и готического зодчества, маньеризма и древнерусских традиций.
Объемы храмов не сливаются в единое целое, как в западноевропейских сооружениях, — они разграничены и поставлены один над другим с сохранением четкой ярусности.
Сочетание красного и белого — особенность русского оформления экстерьера, как и полихромные изразцы, используемые в отделке, узорный орнамент, сочетающий растительные мотивы и изображения животных.
Самые яркие деятели и постройки
Один из основателей московского барокко — русский архитектор-самоучка Я. Г. Бухвостов. Сведения о его жизни немногочисленны, нет точных данных о датах рождения и смерти. Бухвостов начал свою деятельность, предположительно, в 1681 г.
Под его руководством были построены стены и надвратный храм Иерусалимского монастыря в Истринском районе Московской области (не сохранился), Спасская церковь в селе Уборы в Одинцовском районе, Успенский собор в Рязанском Кремле и другие сооружения. Все они относятся к периоду 1690-1704 гг.
О жизни и деятельности Петра Потапова фактов еще меньше: судя по надписи на стене церкви Успения на Покровке, он был одним из участников строительства — или как резчик по камню, или как архитектор храма. Ему также приписывают создание храма Михаила Архангела в Тропареве, некоторые постройки в ансамбле Новодевичьего монастыря, а также пятиглавый храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе.
И. П. Зарудный (1670-1727) — выходец из Речи Посполитой. Был не только архитектором, но и резчиком по камню, скульптором, художником и цензором икон. К нарышкинскому стилю относится церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах (Меньшикова башня), построенная под его руководством в 1704-1707 гг.
Новодевичий монастырь
В стиле московского барокко были перестроены некоторые здания, входящие в комплекс Новодевичьего монастыря. В период правления царевны Софьи, в конце XVII в., был создан архитектурный ансамбль, в центре которого находился Смоленский собор. Направление с севера на юг образовано двумя надвратными церквями, а колокольня и трапезная символизируют ось восток-запад. Колокольня имела 6 ярусов, где чередовались глухие и ажурные элементы.

В нарышкинском стиле сооружены церкви Покрова Пресвятой Богородицы (1683-1686 гг.) и храм Успения Богородицы (1685-1687 гг.), входящие в архитектурный комплекс.
Крутицкое подворье
Включает в себя группу зданий, построенных в разное время. К нарышкинскому стилю, помимо Успенского Собора, относятся Митрополичьи палаты (1655-1670 гг.), Крутицкий теремок и Воскресенские переходы.
Собор Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1665-1669 гг. Внизу находился престол Петра и Павла. Верхний храм был закончен в 1700 г., через год после освящения. Новое здание высотой около 30 м имело четырехскатное покрытие, которое венчали традиционное пятиглавие и декоративные кокошники, расположенные ярусом.
В соборный ансамбль вошли шатровая колокольня, западный притвор, боковые галереи. Все сооружение, в том числе луковичные главки, выполнено из красного кирпича.
Крутицкий теремок, выстроенный по проекту зодчего Л. Ковалева, соединяет Воскресенские переходы, ведущие в Успенский собор, с митрополичьими палатами. Здание из красного кирпича располагается поверх белых каменных ворот с двумя въездами. Северная сторона украшена изразцами из майолика. Сочетание синих, изумрудных, желтых тонов эффектно смотрится на фоне садовой зелени.
В орнаментах преобладают растительные мотивы, но также встречаются и фигуры животных (улитки, лебеди), фантастические существа. Колонны украшены деревянной резьбой в виде виноградных лоз — традиционного христианского символа. В убранстве присутствуют элементы, несвойственные для русского декора, — маски зверей, лапы с мечами.

Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг)
Типичная для раннего московского барокко многоярусная постройка («восьмерик на четверике»). Строительство финансировалось Л. К. Нарышкиным — дядей Петра I по материнской линии. Точных данных об авторе не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что общую идею храма, архитектурную композицию составил сам заказчик. Возможно, архитектором здания был Петр Потапов.
На первом этаже — зимняя церковь Покрова Богородицы, выше — храм Спаса Нерукотворного, получивший название в честь спасения Нарышкина от гибели во время стрелецкого бунта. Петр I неоднократно бывал здесь. В 1703 г., после победы над Нарвой, он подарил храму цветные витражи.
В знак особого отношения государя западная и центральная колонны были украшены двуглавым орлом и короной. Черты молодого Петра узнаваемы в лике архидиакона Стефана, изображенного на жертвеннике.
Интерьер храма сильно пострадал во время нашествия Наполеона, затем во время Великой Отечественной войны. В Москве сохранились фрагменты первоначальных росписей, автором которых был К. И. Золотарев, несколько старинных икон (Покрова Богородицы, икона «Трех радостей»). Здесь находится один из древнейших дубовых престолов.

Храм Воскресения Христова в Кадашах, Москва
Относится к периоду нарышкинского барокко (1687-1895 гг.). Ранее на его месте стоял деревянный храм, построенный в 1493 г. Строительство финансировали несколько местных состоятельных купцов. Здание двухэтажное, вверху находится летний, холодный храм, внизу — зимний (теплый) с тремя престолами.
Предположительно, зодчим был иеромонах Сергей Турчанинов, уроженец здешних мест. Два этажа символизируют две сферы бытия: первый — более простой и строгий в отделке — земной мир, второй — богато украшенный — небесный.
На южной стороне храма сохранились солнечные часы. Колокольня высотой 43 м была пристроена к храму позднее. За вытянутые вертикальные пропорции она получила название «свеча».
Особенности интерьера в стиле московского барокко
Внутреннее убранство храмов было связано с культовой функцией сооружений. Иконы и фрески, настенная живопись, скульптуры и фигурные композиции — все было подчинено религиозной идее, но строгая простота, характерная для древнерусского интерьера, уступила место барочной пышности, хотя и в меньшей степени, чем это было в Европе.
Наличники, кронштейны, фасады — все украшалось замысловатым орнаментом, восходящим к русской орнаментальной традиции. Деревянные иконостасы обильно покрывались резьбой.
Важно, что нижний этаж был более простым в отделке, а верхний — более живописным. Такая двойственность воплотила христианскую концепцию земного и небесного миров, слитых воедино. С эстетической точки зрения такое сочетание сообщало храму вид цветущего древа: нижний этаж символизировал ствол, а верхний — пышную крону.