Модерн в русской архитектуре

Русский модерн развивался на рубеже XIX-XX вв. Архитекторы, работая над проектами, создавали многообъемные композиции. Окна в помещениях делали разной конфигурации, они располагались на различных уровнях. Типичным примером этого стиля можно назвать богато декорированные здания вокзалов, частных особняков, отелей и банков того времени.

Русский модерн
Русский модерн в архитектуре (г. Ставрополь).

История зарождения стиля модерн

Родиной зарождения модерна считается Европа. Но в конце XIX века он не был окончательно сформирован и в каждой стране развивался в своем направлении.

В России он вобрал в себя элементы, присущие национальной культуре. Он был выделен в самостоятельное направление, которое наложило отпечаток на архитектуру, скульптуру и живопись.

С самого начала в стиле модерн строили виллы, усадьбы и частные особняки. Через некоторое время приемы, которые использовались в раннем модерне, были упрощены. Направление стало востребованным, и в этом стиле начали возводить общественные здания.

В XX в. над проектами работали архитекторы, клиентами которых становились люди состоятельные. Они не боялись строить необычные, богато декорированные особняки.

Чертой стиля можно назвать то, что дома оформляют «изнутри наружу». Это означает, что внешний облик строения определяется его интерьером. Оформление словно перетекает из одной комнаты в другую, при этом главным элементом считается лестница. Модерн отличается от других стилей еще и подчеркнутой декоративностью.

Псевдорусский стиль и его представители

На территории России стиль модерн вобрал в себя приемы, которые были присущи архитектуре Древней Руси, а потом соединил их с европейскими чертами. Это стиль получил название «псевдорусский».

Крыши зданий высокие, шатровые или двускатные. Окна прямоугольной формы или полуциркульные. Часто их украшают резными наличниками или висячей гирькой. Особенностью дверей является козырек на консолях, также их украшают сенью с колоннами. Линии строгие, с плавными бочкообразными изгибами.

Среди архитекторов, творивших в этом направлении, выделяют Ивана Павловича Ропета. Его рождение пришлось на 1845 г. Фамилия архитектора — Петров, а под псевдонимом Ропет он прославился как основатель русского стиля.

Древнерусский стиль в архитектуре
Древнерусское строение архитектора Ивана Павловича Ропета.

В детстве мальчик любил фольклор, интересовался древнерусским зодчеством. Поступив в Академию художеств, принял участие в создании журнала, который назывался «Мотивы русской архитектуры».

В издании освещались многие его работы. Это проекты загородных домов и наработки, которые он готовил для международных выставок. Приводились образцы павильонов, зданий служебного назначения. Все строения отличались неповторимой отделкой, резным кружевом деталей. Современники архитектора назвали этот стиль «ропетовщиной».

Архитектор смело использовал в своих проектах крестьянские мотивы, которые присущи допетровской эпохе.

Многим нравились его работы, но часть современников встречала их с иронией. Красивыми считались здания в европейском стиле, который был принесен в высшее общество Петром I.

Несмотря на скептиков, Ропет получил признание в Париже. Это произошло в 1878 г., когда проводилась всемирная выставка. В качестве экспоната он представил Теремной дворец, созданный в древнерусском стиле. Другими выставочными экземплярами были Русская изба и Буфет русского отдела.

Теремной дворец
Теремной дворец Московского Кремля.

Секцию, где демонстрировались экспонаты, посещали больше всего. Этот факт отметили все французские газеты. Деревянный терем вызвал восхищение, ничего подобного публика еще не видела.

Деревянный терем не дошел до XXI в., поэтому полюбоваться на него можно только на картинах или при изучении эскизов.

Вернувшись с выставки из Парижа, Ропет стал знаменит на родине. Его всегда приглашали на выставочные мероприятия. В 1888 г. он привез экспонат в Копенгаген, на международную выставку. В Чикаго в 1893 г. он спроектировал строительный павильон.

Даже в Японии здание русского посольства было построено по мотивам плана, которые архитектор создал еще в 1875 г. Годом позже он создал планы павильонов для Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая проводилась в Нижнем Новгороде.

Из зданий Ропета уцелели следующие:

  • деревянный терем под Костромой;
  • здание Государственной филармонии в Барнауле;
  • Баня-теремок, которая была построена по заказу Саввы Мамонтова в Абрамцево под Москвой.

Последнее строение в псевдорусском стиле имело этаж с мезонином. Крыльцо было сделано резным, а четырехскатную кровлю покрыли суриком. Крышу терема раскрасили «в шашечку».

Виктора Александровича Гартмана можно назвать одним из отцов-основателей псевдорусского стиля. Будущий архитектор родился в 1834 г., в семье чиновника родом из Франции. Мальчик рано осиротел, поэтому воспитывался в доме своего дяди, архитектора.

Юноша сначала поступил в Горный корпус, а затем в Академию художеств. После 4 лет проживания в Европе он привез домой множество рисунков.

Говоря о его творческом пути, его можно назвать неудачным. Большинство проектов Гартмана не было воплощено. Но в Новгороде можно полюбоваться на памятник в честь Тысячелетия России, а в Москве стоит типография Мамонтова. Ворота в Киеве, над созданием которых работал архитектор, так и не были построены.

Типография Мамонтова
Типография Мамонтова архитектора Виктора Александровича Гартмана.

Русский «северный» модерн в архитектуре

«Северный» модерн более тяготел к европейским мотивам, чем московский. В Санкт-Петербурге возводили дома классического, монументального вида. Они часто имели порталы, здания украшали массивные двери. Для отделки крыш остроугольной формы и округлых эркеров использовали необработанный камень.

Но при этом внимательному глазу наблюдателя видны изогнутые линии и графичность декора, которые более характерны для модерна. В отделке широко использовались элементы ковки, прослеживались мотивы северной природы.

Внешне такие здания были похожи на готические либо возведенные в романском стиле. Их украшали барельефами, широко был распространен их скандинавский тип.

Архитекторы избегали многоцветности. Сдержанность и графика ставились во главу. Такие тенденции можно наблюдать, изучая особняк Кшесинской, который был построен А. Гогеном.

Московский стиль и знаменитые здания

Полюбоваться на стиль модерн можно, изучив работы российских архитекторов. Около 20 зданий до сих пор стоят в городах страны. Украшением Москвы можно назвать гостиницу Метрополь. Над ее созданием работали архитекторы Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот, а также П. П. Висневский и др.

В Санкт-Петербурге находится, над которым работал архитектор Павел Юльевич Сюзор.

Неординарный подход к планировке зданий предложил архитектор Федор Осипович Шехтель. До сих пор на Малой Никитской в Москве стоит его здание — особняк Рябушинского.

При разработке плана архитектор отдал предпочтение свободной асимметрии. Здание обрело выразительность за счет уступов, при этом каждый фасад сделан особенным образом. За пределы стен выступают балконы и эркеры.

Шехтель сильно вынес вперед карниз, украсил дом по периметру растительным орнаментом. Окна сделал витражными, а в отделке использовал керамическую плитку. Балконные обрамления вместе с уличной оградой сформировали единый стиль.

В Ульяновске находится дом Федора Осиповича Ливчака. Архитектор построил его для своей семьи в 1914 г. Он не только создавал план, но и занимался разработкой деталей интерьера, созданием мебели.

Окна дома сделаны в форме подковы, а опоры крыльца изогнутые. Во внешнем облике здания хорошо прослеживаются древнерусские элементы и черты модерна европейского направления.

В Таганроге Шехтель построил дом Шаронова, а в Новгороде — здание банка Рукавишникова. Среди других проектов — железнодорожный музей во Владивостоке, расположенный в Краснодаре отель Централь. В Санкт-Петербурге — особняк Форостовского, а также другие объекты.

Основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня

Модерн в русской архитектуре оставил глубокий след. Даже спустя столетие многие заказчики, выбирая проект для строительства загородного дома, останавливаются на этом направлении.

К основным приемам, которые характерны для модерна в России, относят следующие:

  1. Смешение типов. Приветствуются смелые комбинации, подчеркивающие своеобразие архитектуры, но при этом упор делают на тщательный подбор материалов по цвету.
  2. Архитекторы используют элементы, присущие древнерусскому периоду. На крышах делают башенки, на окнах — резные наличники. Стекло закрывают ставнями.
  3. Коваными узорами отделывают крыльцо и балконы. Оконные проемы делают большими, в них вставляют витражи.
  4. Форма окон и дверей сложноовальная. Фасады украшают барельефами и лепниной. По периметру стен прокладывают изразцовые пояса, широко используют мозаику.

Архитекторы, работая над проектами, отдают предпочтение мягким, текучим формам. В облике домов отсутствуют резкие переходы, плавные линии здания подчеркивают подходящим ландшафтным дизайном придомовой территории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector